На пути к реальности – одни банальности

man in yellow field

Начнём с примеров. Пусть это будет реальность «первого порядка»:

– интеллект не является гарантией чего-либо;
– знания не конвертируются в счастье;
– гаджеты не делают человека лучше.

* * *

А теперь, та же реальность «второго левела»:

– интеллект – фетиш, и быть глупым стыдно (и это очевидно);
– люди в половине случаев получают диплом ВУЗа «чтобы был», тратя время и деньги на знания, которые не нужны, но студентом быть ужасно весело;
– люди покупают гаджеты, потому что это забава, понты и временами полезно (навигатор, нафигатор и фонарик).

А теперь, пусть будет «углублённая реальность номер три»:

– умные мучаются, как дураки;
– полезные знания превращаются в полезные навыки и улучшают жизнь;
– прикольно двадцатый раз сфоткать офисного кошака и послать на мобилу дочке – хорошо всем, а доброе фото, как известно, и кошке приятно.

Нет предела знаниям о себе и о мире. Но сколько бы не было доводов «за» и «против», на конечной глубине, всё сводится к простым банальностям, известным по умолчанию. Скучным до зевоты, и поэтому таким вечным и очевидным.

Но есть тут и «второй левел»: эти знания являются тайными и абсолютно недоступными. Они маскируются под банальности, чтобы никто в них не вникал, и дураком помер.
И с этим не поспоришь. Или нет? Итак:

Man on sunset

1)   Я умру

2)   У меня мало времени

3)   С моим уходом ничего не изменится

4)   Моя жизнь не имеет ценности

5)   Всё равно, чем я занимаюсь

6)   Я буду любить и радоваться, т.к. больше нечем заняться

7)   Я буду делать это сейчас

Банально? Но, судя по росту продаж антидепрессантов, не очевидно. Попробуем разобрать каждый тезис.

Я умру

Скучней не придумаешь, но всё же, попробуем ещё раз: я умру.
Всё равно не очень впечатляет. А это вообще к чему то обязывает? По идее – да, странно, если – нет. Но если это к чему-то обязывает, давайте разберёмся к чему. Надо срываться и куда-то бежать, что-то срочно делать? Или срочно перестать что-то делать? Или делать, но не срочно?

То, что подавляющее большинство не сорвётся никуда, прочитав «я умру», о чём говорит? Что не умрут? Или что срываться не надо?
У Рэя Бредбери есть трогательный рассказ «Завтра конец света». Там обычная семья узнаёт, что завтра – конец света, и пытается понять, что же с этим можно сделать. Они разговаривают о самых простых вещах, целуют друг друга, и ложатся спать, пожелав друг другу «спокойной ночи».

Так что бежать, может, и не нужно, но это не отменяет второй банальности:

У меня мало времени

М-да: «Человек не просто смертен, а неожиданно смертен…» Предвижу возражения: времени много. Ну, во всяком случае, большинство живут так, как будто его много.

На самом деле, конечно, неизвестно сколько. И эта неизвестность расслабляет. Да, ЭТА неизвестность скорее расслабляет, чем тревожит.
Многие боятся рака не потому что это самая страшная болезнь, а потому что у неё есть срок. И умирать часто очень больно.  Заболел человек и думает: «Что, уже всё»? А у жизни, как будто, срока нет, боли нет, и поэтому можно отложить свои страхи/планы на потом.
А там, глядишь, придёт старческое слабоумие, лишит переживания всякого смысла, и можно будет спокойно лежать «овощем» и пускать пузыри. Потому что

С моим уходом ничего не изменится

Это очень противно и обидно. Но это так. Так же будут «ходить трамваи и печататься газеты». Где про нас не напишут.

То, что смерть опечалит близких, – правда. Но нам, как потенциальным мертвецам, хотелось бы, чтобы близкие утешились? Или нет? Может, исходя из мелочного эгоизма, хочется, чтобы они погрузились в вечный траур и каждое воскресенье ездили на кладбище, протирать наш портрэт?

Получается, если мы любим своих близких, мы надеемся, чтобы (пусть не забыв о нас), нашу смерть забыли, и жизнь продолжалась. Чтобы звучал смех, и любимые когда-то нами люди, снова радовались…  Да, тяжело здесь с эгоизмом 😉

А ведь если поглядеть в исторической перспективе

Моя жизнь не имеет ценности

Здесь предвижу возражения. С детства нам твердят, что человеческая жизнь – величайшая ценность и т.п. Но при этом нас обязывают:

– как-то не зазнаваться (это с таким то добром!);

– закрывать глаза, когда вокруг «величайшую ценность» разбазаривают в бестолковых войнах, модных/грязных кабаках, пустых разговорах и т.д.;

– самим эту ценность обнаруживать, т.е. на что же эту ценность можно поменять.

Никто не придёт с инструкцией, и не скажет точно на что. А если кто придёт и сам скажет: «аз есмь»,  – угодите в секту, где Сокровенное Знание будет неограниченно предоставлено в обмен на  вашу двухкомнатную квартиру.

Вот такие двойные стандарты. Сражается, скажем,  врач-реаниматолог за жизнь больного, а тот оклемается – и снова в кабак. А мы этот любопытный процесс оплачиваем. Вроде и врач на своём месте, и кабак, но что-то не сходится. Видимо, жизнь действительно бесценна… Но, позвольте – что и требовалось доказать.
Это всё потому что

Всё равно, чем я занимаюсь

Это ужасно. Я готов согласиться со всеми доводами против. Но – всё равно, всё равно. Чем я занимаюсь. Конечно, не беру в расчёт уголовный кодекс. И даже административный. Это регулируется. А где не регулируется – всё равно чем. Протопресвитер Александр Шмеман цитировал в своих дневниках:  «Кто вам сказал, что человек должен что-то сделать на этой земле?»

Давайте, выражусь помягче: важно не что, а как. Впрочем, мы и так часто окутаны «мягкость» отрицания. Так что, извините: всё равно, чем вы занимаетесь.

Впрочем, если ум и впрямь наш фетиш:

Я буду любить и радоваться, т.к. больше нечем заняться

Вот и «тёпленкая пошла» 🙂 Но это не потому, что банальности жизни нас обязывают радоваться. Просто, если вдуматься, больше заняться действительно нечем. То есть, всё остальное, очевидно, глупее. Если делается без любви и радости. Ну, и (я сам зеваю):

Я буду делать это сейчас

Комментарии, надеюсь, излишни.
То есть, конечно, это не означает, что я всё это «буду делать сейчас». Зачем же так. Знание, сами понимаете, тайное, сокровенное… и т.д. Что-то опять зеваю. Закат. Пойду, посмотрю, как солнце садиться.

Adult man satisfied with nature beauty of sunset. Photo from beh

Ваш Доктор Гор

Поделиться: