Последний бой, он трудный самый

Развитие психически здорового человека можно представить, как череду битв, которые ему важно проиграть. Т.к. каждая победа останавливает развитие.


Попробуем представить эту последовательность:

  • Ребёнок проигрывает первую битву за мать, будучи изгнанным из неё в родах, он обнаруживает свою первую отдельность;
  • Ребёнок проигрывает миру в своём ощущение всемогущества, обнаруживая, что мать ему полностью не принадлежит, и обнаруживает себя одним из многих, а не единственным;
  • Ребёнок проигрывает родителя другого с ним пола родителю однополому, обнаруживая, что есть третий, а также есть взрослые отношения, из которых он исключён. А ещё есть правила и законы, с которым ему приходится считаться;
  • Родросток теряет идеальный образ родителей, «справедливый мир взрослых», отстаивая право быть отдельным от семейных норм и истории, разочаровывается в себе и в мире, чтобы создать свой собственный мир.
  • Рюди около 40, вынуждены проиграть и оставить иллюзию жизни, как бесконечной возможности своих изменений и достижений, а также столкнуться с прошлыми триумфами, чтобы теперь проиграть их окончательно.

Вся история жизни – последовательные удары по идее исключительности. Если хотя бы одна потеря не состоится, если человек выиграет хотя бы одну “битву”, его развитие будет остановлено и нарушено. Победа ляжет тяжёлым грузом на жизнь, приводя к потере свободы и радости своего индивидуального смысла.
В этом смысле старость – это последняя битва, которую человеку суждено проиграть. Человеку суждено проиграть смерти.

Можно ли проиграть её так, чтобы это тоже стало победой? История показывает, что можно, но мало кому по плечу. И это тоже можно записать в наше нормальное поражение.

Как и в любом кризисе, любой “битве” искреннее соприсутствие – единственное чем мы можем помочь. Психотерапия помогает смириться и приобрести “правильные потери”. Но нам невозможно утешить старика тем, что ему предстоит. Здесь самому очень трудно занять позицию проигравшего, чтобы быть вместе с больными и умирающими.

То, что мы можем сделать, укрываясь за собственными иллюзиями “времени которое ещё есть”, это не быть слишком требовательными и критичными к людям, у которых его не осталось. А значит, и к себе. Каждый человек может совладать со смертью другого, смертью как идеей, смертью “вообще”, но человек абсолютно беззащитен перед своей собственной персональной смертью. И нам важно уважать эту беззащитность, свою и чужую. Хотя всё, что хочется сделать – отшатнуться в ужасе от смерти и безумия другого.

И эту слабость нам важно себе тоже простить.

Приглашаю на однодневный тренинг «Пожилой человек в семье» 22.04.17.

P.S. Спасибо за вдохновение книге М. Балинта “Базисный дефект”, а так же статье В.А. Зимина “О некоторых способах производства “застоя” и семинару М.В. Ромашкевича.

Ваш Доктор Гор

Поделиться: