Расстройства когнитивной сферы, связанные со злоупотреблением барбитуратами.

Некоторые психотропные препараты при злоупотреблении, могут имитировать слабоумие, а при регулярном употреблении –  его вызывать.

Давайте сразу определимся, что такое «психотропные препараты». Это любые лекарства или иные средства, способные изменять деятельность центральной нервной системы.

К психотропным, безусловно, относятся все «успокаивающие» травы (валериана, пустырник и др.), кофеин, алкоголь, табак, энерготоники типа «Редбула», и другие наименования для приёма внутрь, которые вы обнаружите в рецепте врача или на полке магазина.

Почему одни психотропные средства бывают в аптеках по рецептам, а другие – в ларьках, – все вопросы к законодательному собранию РФ.
Нас же сейчас интересует, каким образом пожилые (и не очень) люди, принимая некоторые эти средства, рискуют «испортить себе мозг».

Немного истории. В «нулевых» годах, Минздрав России предпринял разумную инициативу ограничить употребление таких препаратов, как корвалол и валокордин (их состав практически одинаков) и валосердин иже с ними.

Главное, что роднит эти лекарственные средства: они  содержат в небольших дозах фенобарбитал. Который (в более значимых дозах), является мощным успокаивающим, снотворным, обезболивающим и противосудорожным препаратом. И, вызывающим, при регулярном употреблении, привыкание и зависимость.

Кроме, того все эти средства представляют собой спиртовой раствор. Около 80 мл чистого спирта в каждой «баклажке». Кстати,  там ещё есть бром, вызывающий отравление при длительном и массивном применении.

Нота бене: привыканиеослабление эффекта препарата в текущей дозе (что обычно вынуждает дозу увеличивать, как, например, у нитратов (нитросорбид), применяемых «от/для сердца», или опий и его дериваты (большинство наркоманов умирает от «передозы», именно пытаясь справиться с привыканием)

Зависимость – возникновение синдрома лишения после (обычно резкого) прекращения приёма некоторых препарата. Он ещё называется абстинентный синдром.
Самое «народное» заболевание, возникающее в абстинентном синдроме – «белочка», или «белая горячка», на психиатрическом языке – «алкогольный делирий».

Итак, задумало Министерство здравозахоронения наших бабушек ентого корвалола лишить. И ни фига у них не вышло. По родным весям прокатился «валокординовый бунт».

То бишь, коварные министерцы, принуждали бабушек ходить за рецептом на валокордин к участковому терапевту, что само собой, является нарушением всех возможных прав и свобод, наших снутри и так не шибко свободных граждан. А бабушки возьми и не пойди! «Давай», говорят, «корвалол без аннексий и контрибуций»! Ну, и дали… Сдалось, говорят, министерство перед бессмысленными и беспощадными бабульками.

А теперь «наше время, округ Королёв»

Женщина, 62 лет, проживает отдельно от родственников, длительное время ухаживала за парализованным после инсульта мужем. Отмечались подавленность, слабость, раздражительность, нарушения сна. Уже в то время стала принимать корвалол и за год регулярного употребления довела дозу до 1-2 флакона ежедневно.
После употребления 1 – 2 столовых ложек корвалола чувствовала приятное опьянение, «сердце отпускало», проходило чувство тоски и «тяжести на душе». После смерти мужа «ничего не почувствовала», образовалась «пустота», с навязчивым желанием употреблять «успокаивающие». Засыпание было выраженно нарушено, «для сна» принимала на ночь до 2 флаконов корвалола , не считая «периодическое» дневное употребление, размеры которого у3становить не удалось.

Врача на дом пригласила старшая дочь, которая стала замечать постоянную «кашу во рту» и неустойчивость походки. Кроме того дочь отмечала, что мать «перестала соображать»: задаёт «глупые вопросы», повторяется, стала крайне невнимательной, путается в быту, на замечания реагирует или злобно или смешливо-добродушно, не справляется с домашними делами, перестала ходить в магазин.
При первом осмотре пациент выглядит общительным, преувеличенно-доброжелательным, часто – неестественно улыбчивым. Походка неустойчива, оступается, трудности с поддержанием равновесия. Речь с лёгкой дизартрией, Тему употребления корвалола старательно избегает, при обсуждении её – старается отделаться суждения легкомысленные типа «да что там, все его пьют». Речь сбивчивая, часто теряет нить разговора, путается, даёт мимоответы на вопросы врача.

Ориентирована с ошибками, долго думает над простыми вопросами о времени года, номере подъезда и т.п., замечая ошибки даёт преувеличенно-смешливую реакцию. При этом достаточно замкнута, своих переживаний не раскрывает, когнитивного дефицита не замечает, либо пытается объяснить его паралогично: «Да сегодня погода, вон какая»! За внешней облегчённостью, примитивностью и поверхностностью в суждениях, выявляются повышенная тревожность, напряжение, депрессивные переживания, реакции избегания.

Давно сама не готовит  («не хочу»), не выходит из дома («а что там делать?»), не убирается в квартире, в тумбочке рядом с кроватью несколько десятков пустых флаконов корвалола, валокордина и валосердина, так же флаконы находятся по всей квартире. Дом запущен, сама больная неопрятна. Дочь говорит, что не «приклеивает челюсть», «забывает», редко моется, залёживается в постели.

Эта история не редкость. Конечно, многие «бабушки-валокординщицы» ограничиваются более скромными дозами. Обычно – пару-тройку ложек на ночь… ну,  м.б. ещё и днём. И ещё немного…

Кроме того, употребляя «ложку корвалола», человек, по сути, « хряпает» пол-стопарика водки (а спирт способствует быстрому всасыванию фенобарбитата).

Эта женщина так и не смогла победить пагубную привычку: несколько раз удавалось значительно снижать суточную дозу фенобарбитала на фоне седативной и антидепрессивной терапии. Но затем она бросала лечение и возвращалась к своему спиртовому раствору. Стала заметной деградация личности с уплощением аффекта, социальным огрублением, стойкими когнитивными нарушениями (начавшимся слабоумием).

В данном случае отравление организма происходит сразу по трём линиям:

  • Спиртом
  • Фенобарбиталом
  • Бромом

Про спирт объяснять не приходится. Вышеупомянутый фенобарбитал (люминал), продаётся «в чистом виде» в аптеках в виде таблеток, строго по рецептам с несколькими печатями. И применяется почти исключительно против эпилептических приступов. Если кто-то порекомендует фенобарбитал «для сна», это страшный моветон. Это как регулярно использовать анальгин, в качестве болеутоляющего (анальгин почти во всём мире запрещён для регулярного применения).

Соответственно, в процессе злоупотребления корвалолом, человек производит впечатление несколько слабоумного, а непосредственно после употребления, разумеется, пьяного: ноги плохо ходят, во рту «каша». Были случаи, когда у таких пациентов предполагался инсульт, но опытные невропатологи быстро отделяли котлеты от мух.

А теперь,  внимание! Помимо проблем с зависимостью и преходящего «оглупления», длительное употребление корвалола и иже с ним, могут вызвать настоящую «барбитуровую деменцию» (слабоумие), т.е. состояние, которое не может быть излечено с восстановлением прежних функций (так же, как и алкогольная деменция). Мы помним, что бром и спирт, входящие в снадобье так же приводят к слабоумию при длительном и интенсивном употреблении.

Мы, в данном случае, рассматриваем не тех, кто «мозг пропил», а тех, что регулярно принимая барбитураты производят впечатление слабоумных, таковыми вне приёма препарата, не являясь. Но, поскольку употребляют они часто…

Конец таких пациентов печален:  даже не в слишком старом возрасте, они часто падают, ломают шейку бедра, в отсутствие корвалола выдают делирий («буйствуют», как выражаются родственники), после чего быстро угасают. Вызвать психиатра или нарколога с капельницей к «бабушке», лишённой корвалола, мало кому приходит в голову.

Как видите, это проблема трудно решаемая, хотя с небольших доз удаётся «слезть», перейдя на психотропные препараты, не вызывающие зависимость.

Похожая ситуация м.б. у пожилых людей и с  иными лекарствами: транквилизаторами, трициклические антидепрессанты и некоторыми другими. О чем попробуем рассказать позднее.

Итак, если Ваш родственник злоупотребляет корвалолом:

  • Поговорите с ним на предмет реальных доз и кратности приёма. Без нажима, драматизации и обвинений. Но учтите, что дозу зависимый человек, почти всегда преуменьшает;
  • Объясните последствия и предложите врачебную помощь. Объяснение последствий в данном случае м.б. актом вежливости, т.к. большинство зависимых находится в глухом отрицании проблемы;
  • Организуйте врачебную консультацию. Вместе с врачом разработайте план действий на конкретный срок, определите цели и средства. Постарайтесь привлечь «корвалольщика» к лечению, как заинтересованное и сотрудничающее лицо, (всё-таки «слезть» с небольших доз корвалола бывает проще, чем с водки!);
  • Контролируйте лечение и самостоятельную покупку пациентом корвалола. Некоторое плохо ходячие, но выдающиеся бабушки, в отсутствие детей и внуков, слёзно умоляют соседей «сходить за корвалолом в аптеку», присовокупив просьбу купить хлеба. Чтобы соседи уверовали, какие родственники законченные негодяи: оставляют любимую бабулю без хлеба. И без корвалола.
old and young

Ваш Доктор Гор

Поделиться: